четверг, 2 сентября 2010 г.

ЗАБОЙНЫЕ КОМПОНОВКИ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ БУРЕНИЯ СТВОЛА СКВАЖИНЫ

Наиболее предпочтительно в интервале набора кривизны ствола сква­жины применять укороченный забойный двигатель. С целью увеличения зенитного угла при бурении забойным двигателем используют различные компоновки низа бурильных колонн (КНБК) в соответствии с геолого-техническими условиями бурения (рис. 10.10).


Для увеличения зенитного утла рекомендуются следующие компо­новки:


1) долото, забойный двигатель, переводник с перекошенными осями

присоединительных резьб и утяжеленные бурильные трубы (рис. 10.10, а),

угол перекоса осей присоединительных резьб переводника обычно 1,5 — 3°,

длина УБТ (при коротких турбобурах) 12 — 25 м;


2) долото, секционный турбобур, секции которого соединены под уг­

лом 0,5-1,5° (ðèñ. 10.10, á);


3)      долото, наддолотный калибратор, турбинный отклонитель, УБТ (рис.

10.10, в), рекомендуется использовать отклонитель с углом перекоса 1 —2°;


4)      долото, отклонитель, переводник с перекошенными осями присое-




 




 


















 




 




 
























































 




Рис. 10.10. Компоновки низа бурильной колонны для искривления скважин:


а — с переводником, имеющим перекошенные оси присоединительных резьб; б — с искрив­ленным секционным турбобуром; в — с турбинным отклонителем; г — с турбинным отклони-телем и кривым переводником; д — с отклонителем; е — с накладкой и кривым переводни­ком; ж — с эксцентричным ниппелем


динительных резьб и бурильные трубы (рис. 10.10, г); при сборке такой компоновки вогнутые стороны переводника и отклонителя должны быть обращены в одну сторону;


5)     долото, турбобур, отклонитель Р-1 и бурильные трубы (рис. 10.10, д);

угол перекоса осей резьбы отклонителя, соединяющей отклонитель с тур­

бобуром, рекомендуется принимать равным 1,5 — 3°;


6)     долото, турбобур с металлической накладкой на корпусе, перевод­

ник с перекошенными осями соединительных резьб, устанавливаемый в

плоскости накладки, обычные или утяжеленные трубы (рис. 10.10, е);


7)     долото, турбобур с установленной на ниппеле эксцентричной метал-




лической или резиновой накладкой и обычные или утяжеленные буриль­ные (ðèñ. 10.10, ж).


Различная интенсивность искривления ствола скважины достигается за счет изменения угла перекоса осей присоединительных резьб перевод­ника и длины прямого переводника, размещаемого между долотом и от-клонителем. При использовании эксцентричного ниппеля не следует уста­навливать на шпинделе турбобура переводник длиной более 30 см.


Проектирование отклоняющих компоновок включает: выбор компо­новки, расчет ее геометрических размеров и проверочный расчет. Компо­новку выбирают в зависимости от геологического разреза, ожидаемого со­стояния ствола скважины и требований точности искривления. Компонов­ки 1 и 3 рекомендуется применять при бурении скважины в устойчивых геологических разрезах, где не ожидается значительное увеличение диа­метра ствола. Предпочтительнее компоновка 3, так как она позволяет при одинаковой интенсивности искривления получать более высокие показате­ли бурения — механическую скорость и проходку на долото. Компоновки 4 и 5 рекомендуется применять в том случае, если ожидается значительное расширение ствола скважины. Если требуется малая интенсивность ис­кривления, то используют компоновки 6 и 7.


Геометрические размеры компоновки низа бурильных колонн рассчи­тывают в зависимости от заданной интенсивности искривления скважины. При использовании компоновок 6 и 7 следует выбирать их размеры таки­ми, чтобы можно было получать приращение угла искривления скважины не более 1° на 10 м проходки. При этом углублять скважину можно доло­том, диаметр которого равен диаметру скважины.


Для уменьшения зенитного угла рекомендуется применять следующую компоновку низа бурильной колонны:


для медленного уменьшения зенитного угла — долото, забойный дви­гатель и бурильные трубы;


для уменьшения зенитного утла со средней интенсивностью — долото, сбалансированную толстостенную трубу в пределах диаметра забойного двигателя длиной 3 — 4 м, забойный двигатель и бурильные трубы;


для интенсивного уменьшения зенитного утла — одну из компоновок, используемых для набора кривизны (см. рис. 10.10).


Для стабилизации зенитного угла рекомендуется применять одну из трех приведенных ниже компоновок:


долото, наддолотный калибратор, стабилизатор на корпусе турбобура, турбобур и УБТ;


долото, наддолотный калибратор, турбобур с приваренной на его кор­пусе накладкой или установленной на верхний переводник шпинделя, УБТ;


долото, наддолотный калибратор, турбобур с установленным между ниппелем и корпусом шарошечным стабилизатором, УБТ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий